Проектная деятельность

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 2021/2022 УЧ.Г.

Инновационный проект Министерства образования Республики Беларусь по теме «Внедрение методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» будет способствовать освоению воспитанниками от 3 до 7 лет содержания образовательной области «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», формированию у них экономически значимых качеств личности овладению ими необходимыми компетенциями, правилами и нормами экономически грамотного поведения, совершенствованию организации образовательного процесса.

Реализация содержания инновационного проекта позволит внедрить в образовательный процесс учреждений дошкольного образования эффективные формы, методы и приемы формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования.

Руководитель проекта:

Наумова Л.В., заведующий государственным учреждением образования "Ясли-сад №1 г.Дзержинска"

Консультанты:

Давидович А.Л., заместитель начальника Главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования – начальник управления дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь, кандидат педагогических наук                  

Смолер Е.И., заведующий научно-исследовательским сектором учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат педагогических наук, доцент.

Инновационный проект реализуется в  пяти группах учреждения: средней группе № 1 (воспитатель дошкольного образования К.В.Михалева), старшей группе №2 (воспитатель дошкольного образования В.П.Волынчиц), старшей группе №3 (воспитатель дошкольного образования Н.К.Сержанова), второй младшей группе №5 (воспитатель дошкольного образования О.К.Славашевская), средней группе № 6 (воспитатель дошкольного образования И.П.Апанасик)

свернуть

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОЕКТ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ "РАЗНЫЕ ДЕТИ - РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ"

 

1.Наименование проекта

«Разные дети – равные возможности»

2.Срок реализации проекта

Сентябрь 2021 – август 2022 гг.

3.Участники проекта

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска»

Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района»

4.Контакты

222720 г.Дзержинск, ул.Островского, 49-Е

«Ясли-сад №1 г.Дзержинска»

Тел. (801716) 9 28 30

Электронная почта: dsad1@schoolnet.by

Сайт: http://sad1.schoolnet.by/

«ЦКРОиР Дзержинского района»

Тел. (801716) 2 69 00

Электронная почта: ckro@schoolnet.by

Сайт: https://ckroir.schoolnet.by/

5.Руководители проекта

Заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» Наумова Лариса Валерьевна

Директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района»Варивоцкая Татьяна Анатольевна

6.Цель проекта

Создание инклюзивной образовательной среды посредством формирования безбарьерного многофункционального пространства для детей с разными физическими и интеллектуальными возможностями. 

7.Задачи проекта:

·        Создать пространственные ресурсы в основных местах пребывания детей с ОПФР: групповые помещения, спортивный и музыкальный залы, бассейн, холлы, игровые площадки.

·        Пополнить предметно-развивающую среду игровыми модулями, спортивным и игровым оборудованием, дидактическими пособиями.

·        Выявить и раскрыть возможности детей с ОПФР, формировать их социальный опыт посредстовм оздоровления, сенсомоторного, когнитивного, социально-эмоционального развития.

·        Разработать и внедрить модели интеграционных и инклюзивных форм работы с воспитанниками яслей-сада и ЦКРОиР.

·        Формировать толерантное отношение к детям с ОПФР.

8.Актуальность проекта

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» и государственное учреждение образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района» размещаются в одном здании.

Приказом отдела образования, спорта и туризма Дзержинского райисполкома № 143 от 05.03.2017  «Об определении опорных учреждений образования по интегрированному обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития» государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г.Дзержинска» был определен опорным учреждением образования  по интегрированному обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития.

     Работа государственного учреждения образования осуществляется в соответствии с положением об опорном учреждении образования: обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне дошкольного образования в соответствии с образовательными стандартами; создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи; создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития; работа с детьми родителями, педагогами учреждений образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития; организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц  с особенностями психофизического развития.

В 2020/2021 учебном году в учреждении образования  функционирует ПКПП , в котором получают коррекционно-педагогическую помощь 36 дошкольников, и специальная группа, в которую зачислено 16 воспитанников с тяжелыми нарушениями речи.

В 2021/2022 уч.г. планируется открытие группы интегрированного воспитания и обучения, а также индивидуальное сопровождение 1 ребенка с ОПФР.

Характеристика адаптивной образовательной среды государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска»

   Для проведения коррекционных занятий в учреждении образования оборудован пункт коррекционно-педагогической помощи, соответствующий санитарным правилам и нормам. В кабинете имеется новая модульная мебель, позволяющая структурировать основные центры пункта коррекционно-педагогической помощи,  мобильно организовать пространство для проведения коррекционных занятий, столы и стулья регулируется в соответствии с антропометрическими данными воспитанников.  Шкафы и  стеллажи позволяют рационально распределить необходимый дидактический материал, который систематизирован по разделам.  Пункт оснащен компьютером, подключенным  к высокоскоростной сети интернет, работы ребенка за компьютером. Так же имеется диагностический инструментарий для обследования нарушений устной и письменной речи, познавательных процессов, моторного  развития учащихся. Коррекционные занятия организуются с использованием SMART-центра, который оборудован пятью детскими компьютерами и 1 демонстрационным компьютером. Также есть возможность использования интерактивной доски при проведении логоритмических занятий в музыкальном зале.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района

 учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района решает следующее в сфере специального образования:

·        ​​своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;

·        реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;

·        реализация программ ранней комплексной помощи; охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;

·        социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;

·        реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально; создание и ведение государственного банка данных о детях с особенностями психофизического развития;

·        методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;

·        социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного самоопределения лиц с особенностями психофизического развития;

·        консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;

·        координация деятельности в сфере специального образования ;

·        информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.

ЦКРОиР Дзержинского района посещает 21 обучающийся.

Это дети с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.Все обучающиеся являются детьми-инвалидами.Коррекционный и образовательный процесс осуществляет 14 педагогических работников, медицинскую помощь оказывает медицинская сестра.

В учреждениях образования ежегодно составляется план взаимодействия между учреждением дошкольного образования и ЦКРОиР, проводятся совместные методические мероприятия с педагогическими работниками обоих учреждений, социально значимые акции, целью которых является привлечение внимания к вопросу инклюзивного образования.

Как показывает практика, организация интегрированного обучения и воспитания при определённых условиях требует целого ряда преобразований, включая конструирование, моделирование пространственных ресурсов учреждения, создание адаптационной, безбарьерной, образовательно-развивающей среды.

Дети с особенностями в развитии зачастую ранимы, обидчивы, чрезмерно эмоциональны. Им присуща нестойкость интересов, сниженная мотивация, трудности в общении с окружающими, низкая саморегуляция и самоконтроль. Педагоги часто сталкиваются с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослым). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие, организовать место, где бы ребенок мог получить заряд положительных эмоций в нейтральной обстановке, а также развить и реализовать свой потенциал.

Практика показывает, что в условиях интегрированного обучения особое внимание к организации образовательной среды идет на пользу не только детям с особенностями в развитии, но и всем воспитанникам учреждения образования.

В рамках подготовки проекта было изучено мнение педагогов.

медицинских работников, родителей (законных представителей воспитанников и обучающихся), о необходимости создания инклюзивной среды в учреждении образования. Наша идея получила полную поддержку от респондентов.

Таким образом, реализация данного проекта поможет воспитанникам с особыми образовательными потребностями более полноценно реализовать свой потенциал в условиях дошкольного учреждения и ЦКРОиР. Кроме того, вместе с детьми с особенностями психофизического развития все воспитанники и обучающиеся смогут пользоваться этим уникальным ресурсом, что еще раз подтверждает идею доступности инклюзивного образования.

8.Целевая группа

Воспитанники государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска», воспитанники и обучающиеся государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района»

9.Описание мероприятий в рамках проекта

1. Оборудование развивающего центра в группе интегрированного воспитания и обучения, специальной группе яслей-сада, дошкольной группе ЦКРОиР (приложение 1).

2.Создание развивающего сенсомоторного центра в коридоре 2 этажа (приложение 2).

3.Разработка проекта безбарьерной спортивной площадки на территории учреждений (приложение 3).

4.Создание методического ресурсного центра по вопросам специального инклюзивного образования.

10.Бюджет проекта

Общий: 80 000 руб.

Средства донора: 68 000 руб.

Районный бюджет: 10 000 руб.

Внебюджетные средства: 2000 руб.


Приложения

свернуть

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ “ЯСЛИ-САД № 1 Г.ДЗЕРЖИНСКА” в 2019/2020 учебном году

Экспериментальный республиканский проект “Апробация методики формирования основ экономической культуры у детей дошкольного возраста» реализуется в четырех группах учреждения: вторая младшая группа № 2 (воспитатель дошкольного образования Малайчук Наталья Борисовна), вторая младшая группа № 3 (воспитатель дошкольного образования Валаханович Екатерина Дмитриевна), средняя группа № 5 (воспитатель дошкольного образования Славашевская Ольга Константиновна), старшая группа № +6 (воспитатель дошкольного образования Апанасик Ирина Петровна), 

свернуть