1.Наименование проекта |
«Разные дети – равные возможности» |
2.Срок реализации проекта |
Сентябрь 2021 – август 2022 гг. |
3.Участники проекта |
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» Государственное учреждение образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района» |
4.Контакты |
222720 г.Дзержинск, ул.Островского, 49-Е «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» Тел. (801716) 9 28 30 Электронная почта: dsad1@schoolnet.by Сайт: http://sad1.schoolnet.by/ «ЦКРОиР Дзержинского района» Тел. (801716) 2 69 00 Электронная почта: ckro@schoolnet.by Сайт: https://ckroir.schoolnet.by/ |
5.Руководители проекта |
Заведующий государственным учреждением образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» Наумова Лариса Валерьевна Директор государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района»Варивоцкая Татьяна Анатольевна |
6.Цель проекта |
Создание инклюзивной образовательной среды посредством формирования безбарьерного многофункционального пространства для детей с разными физическими и интеллектуальными возможностями. |
7.Задачи проекта: |
· Создать пространственные ресурсы в основных местах пребывания детей с ОПФР: групповые помещения, спортивный и музыкальный залы, бассейн, холлы, игровые площадки. · Пополнить предметно-развивающую среду игровыми модулями, спортивным и игровым оборудованием, дидактическими пособиями. · Выявить и раскрыть возможности детей с ОПФР, формировать их социальный опыт посредстовм оздоровления, сенсомоторного, когнитивного, социально-эмоционального развития. · Разработать и внедрить модели интеграционных и инклюзивных форм работы с воспитанниками яслей-сада и ЦКРОиР. · Формировать толерантное отношение к детям с ОПФР. |
8.Актуальность проекта |
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» и государственное учреждение образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района» размещаются в одном здании. Приказом отдела образования, спорта и туризма Дзержинского райисполкома № 143 от 05.03.2017 «Об определении опорных учреждений образования по интегрированному обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития» государственное учреждение образования «Ясли-сад № 1 г.Дзержинска» был определен опорным учреждением образования по интегрированному обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития. Работа государственного учреждения образования осуществляется в соответствии с положением об опорном учреждении образования: обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на уровне дошкольного образования в соответствии с образовательными стандартами; создание специальных условий для получения образования лицам с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи; создание необходимой оптимальной образовательной среды для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития; работа с детьми родителями, педагогами учреждений образования по формированию позитивного отношения к лицам с особенностями психофизического развития; организация и проведение семинаров, практикумов и иных мероприятий по вопросам обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития. В 2020/2021 учебном году в учреждении образования функционирует ПКПП , в котором получают коррекционно-педагогическую помощь 36 дошкольников, и специальная группа, в которую зачислено 16 воспитанников с тяжелыми нарушениями речи. В 2021/2022 уч.г. планируется открытие группы интегрированного воспитания и обучения, а также индивидуальное сопровождение 1 ребенка с ОПФР. Характеристика адаптивной образовательной среды государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска» Для проведения коррекционных занятий в учреждении образования оборудован пункт коррекционно-педагогической помощи, соответствующий санитарным правилам и нормам. В кабинете имеется новая модульная мебель, позволяющая структурировать основные центры пункта коррекционно-педагогической помощи, мобильно организовать пространство для проведения коррекционных занятий, столы и стулья регулируется в соответствии с антропометрическими данными воспитанников. Шкафы и стеллажи позволяют рационально распределить необходимый дидактический материал, который систематизирован по разделам. Пункт оснащен компьютером, подключенным к высокоскоростной сети интернет, работы ребенка за компьютером. Так же имеется диагностический инструментарий для обследования нарушений устной и письменной речи, познавательных процессов, моторного развития учащихся. Коррекционные занятия организуются с использованием SMART-центра, который оборудован пятью детскими компьютерами и 1 демонстрационным компьютером. Также есть возможность использования интерактивной доски при проведении логоритмических занятий в музыкальном зале. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района учреждение специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении. Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Дзержинского района решает следующее в сфере специального образования: · своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование; · реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью; · реализация программ ранней комплексной помощи; охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий; · социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни; · реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально; создание и ведение государственного банка данных о детях с особенностями психофизического развития; · методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования; · социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного самоопределения лиц с особенностями психофизического развития; · консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития; · координация деятельности в сфере специального образования ; · информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития. ЦКРОиР Дзержинского района посещает 21 обучающийся. Это дети с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.Все обучающиеся являются детьми-инвалидами.Коррекционный и образовательный процесс осуществляет 14 педагогических работников, медицинскую помощь оказывает медицинская сестра. В учреждениях образования ежегодно составляется план взаимодействия между учреждением дошкольного образования и ЦКРОиР, проводятся совместные методические мероприятия с педагогическими работниками обоих учреждений, социально значимые акции, целью которых является привлечение внимания к вопросу инклюзивного образования. Как показывает практика, организация интегрированного обучения и воспитания при определённых условиях требует целого ряда преобразований, включая конструирование, моделирование пространственных ресурсов учреждения, создание адаптационной, безбарьерной, образовательно-развивающей среды. Дети с особенностями в развитии зачастую ранимы, обидчивы, чрезмерно эмоциональны. Им присуща нестойкость интересов, сниженная мотивация, трудности в общении с окружающими, низкая саморегуляция и самоконтроль. Педагоги часто сталкиваются с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, участвовать в занятии, отсутствие дистанции в общении со взрослым). Использование традиционных методов в подобных случаях безрезультатно. Единственный способ – отвлечь внимание ребенка, найти ему интересное, активное двигательное занятие, организовать место, где бы ребенок мог получить заряд положительных эмоций в нейтральной обстановке, а также развить и реализовать свой потенциал. Практика показывает, что в условиях интегрированного обучения особое внимание к организации образовательной среды идет на пользу не только детям с особенностями в развитии, но и всем воспитанникам учреждения образования. В рамках подготовки проекта было изучено мнение педагогов. медицинских работников, родителей (законных представителей воспитанников и обучающихся), о необходимости создания инклюзивной среды в учреждении образования. Наша идея получила полную поддержку от респондентов. Таким образом, реализация данного проекта поможет воспитанникам с особыми образовательными потребностями более полноценно реализовать свой потенциал в условиях дошкольного учреждения и ЦКРОиР. Кроме того, вместе с детьми с особенностями психофизического развития все воспитанники и обучающиеся смогут пользоваться этим уникальным ресурсом, что еще раз подтверждает идею доступности инклюзивного образования. |
8.Целевая группа |
Воспитанники государственного учреждения образования «Ясли-сад №1 г.Дзержинска», воспитанники и обучающиеся государственного учреждения образования «Центр коррекционно-педагогической помощи и реабилитации Дзержинского района» |
9.Описание мероприятий в рамках проекта |
1. Оборудование развивающего центра в группе интегрированного воспитания и обучения, специальной группе яслей-сада, дошкольной группе ЦКРОиР (приложение 1). 2.Создание развивающего сенсомоторного центра в коридоре 2 этажа (приложение 2). 3.Разработка проекта безбарьерной спортивной площадки на территории учреждений (приложение 3). 4.Создание методического ресурсного центра по вопросам специального инклюзивного образования. |
10.Бюджет проекта |
Общий: 80 000 руб. Средства донора: 68 000 руб. Районный бюджет: 10 000 руб. Внебюджетные средства: 2000 руб. |