Полезная информация

«Дифференциация звуков позднего онтогенеза в коррекционной работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста посредством нестандартных игровых пособий»

Презентация и видеоролик посвящены дифференциации звуков позднего онтогенеза воспитанников старшего дошкольного возраста. Но следует отметить ,что посредством использования различных игр и пособий реализуется несколько задач одновременно.

Дифференциация звуков изолировано и в слогах:

+ развитие слухового восприятия ,
+ развитие двуручной деятельности ,
+ развитие мелкой моторики рук,
+ развитие тактильного восприятия.

Дифференциация звуков в словах:

+ развитие двуручной деятельности,
+ зрительное и слуховое восприятие.

Дифференциация звуков в предложении:
+ развитие слухового,зрительного восприятия ,
+ закрепление навыков дифференциации звуков,посредством полифункциональных игр и пособий,
+ развитие моторики рук,
+ закрепление значения предлогов.

Визуально-ритмические ряды и круги
+ развитие слухового, зрительного и пространственного восприятия;
+ развитие мелкой моторики;
+ развитие фонематического слуха.

Презентация

свернуть

Профилактика нарушений слоговой структуры слова

      Нарушение слоговой структуры слова — это одно из разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста. Характеризуется этот дефект речевого развития в том, что ребенок испытывает трудности в произношении слов сложной слоговой структуры.

        Нарушение слоговой структуры слов выявляется, как правило, при логопедическом обследовании детей, однако данный вид речевого нарушения родители могут и сами отмечать у ребенка.  Часто в анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в усеченной форме. Исходя из схемы системного развития нормальной детской речи, формирование слоговой структуры происходит по следующим этапам:

    1г. 3 мес.- 1г. 8мес.  Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова: га-га, ту-ту.

    1г. 8 мес.- 1г. 10 мес. Воспроизводятся 2-сложные слова; в 3-сложных словах часто опускаются один из слогов: мако (молоко).

        1г. 10 мес.-2г. 1 мес. В 3-сложных словах иногда еще опускается слог, чаще предыдущий: кусу (укушу); может сокращаться количество слогов в 4- сложных словах.

     2г. 1 мес.-2г.3 мес. В многосложных словах чаще опускается предударные слоги, иногда приставки: ципилась (зацепилась).

        2г. 3 мес. - 3г.  Слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

         В случае патологии данные возрастные нарушения не исчезают к 3 годам из речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный характер.

Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом:

— правильно произносимые слова: мама, дай;

— слова- фрагменты: мако (молоко);

— слова- звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би;

— слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.

       Нарушение слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская).

        Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии  (нарушение письма) на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии (нарушение чтения).

     Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Чётко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова

Для создания игр не требуется специальные атрибуты. Просто необходимо включить фантазию и тогда любые предметы можно превратить в интереснейшие  развивающие пособия.

Бусины                                                                                                                          

Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько бусин, сколько слогов в слове, обозначить ударный слог, спрятав бусинку по маленький стаканчик.

 Чудо-звук (пластиковые разноцветные стаканчики) Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа. Ход игры: разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий-согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).

 Паровоз (разноцветные вагончики) Цель: развитие слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается взять столько вагончиков, сколько слогов в слове, гудком обозначить ударный слог.

 Рыбалка (магнитная рыбалка) Цель: развитие слогового анализа и синтеза. Ход игры: ребёнку предлагается поймать столько рыбок, сколько слогов в слове, звуков в слове.  

Капитошка  (стаканчики с окрашенной водой с пипеткой) Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: цветными капельками «накапать»слово на салфетку (Синяя капля-согласный, красная – гласный).

Веселые горошины    Цель: развитие фонематического слуха, звукового анализа. Ход игры: предложить ребёнку выбрать столько звучащих горошин, сколько слогов, звуков в слове.  

Шарфы

Цель: развитие слогового анализа и синтеза.

Ход игры: ребёнку предлагается послушать слово, выбрать длинный или короткий шарф, сложить его столько раз, сколько слогов , звуков в слове.

 Весёлый букет (одноразовые стаканчики, коктейльные трубочки)

Цель: развитие звукового анализа.  

Ход игры: попросите малыша поставить столько цветов в вазу, сколько звуков в слове.

Свисти!  (свистки)

Цель: развитие фонематического слуха, слогового анализа.

Ход игры: попросите ребёнка свистнуть столько раз сколько слогов в слове.

Мячики (мячики-прыгунчики)

Цель: развитие фонематического слуха звукового анализа.

Ход игры: попросите ребёнка разложить мячики по порядку. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко - слогового состава (синий -согласный, красный - гласный, зелёный - мягкий звук).

Список литературы:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. СПб: Детство-пресс, 2009. 48 с.
  2. Выготский Л. С. Основные проблемы современной дефектологии. /Л. С. Выготский. //Проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 1994. - С.145-173.
  3. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. - СПб.: Детство-пресс, 2000. - 112 с., ил.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции общего
свернуть

Сенсомоторные игры для детей с ОПФР

Цель: целенаправленное совершенствование, и развитие у детей сенсорных процессов и моторной координации.

Задачи:

  • Развитие двигательных умений и навыков
  • Совершенствование представлений об окружающем мире
  • Развитие мелкой моторики
  • Формирование и закрепление знаний о сенсорных эталонах
  • Разностороннее обогащение зрительного, тактильного и слухового восприятия, пространственного восприятия, ощущения своего тела.
  • Развитие осязательного восприятия, тактильных и кинестетических ощущений, микро и макромоторики

Картотека сенсомоторных игр

 

 

 

 

свернуть

Как важно обратиться к учителю-дефектологу (логопеду) вовремя!

Впервые посетить     учителя-дефектолога (логопедарекомендуется, когда ребенку исполнится 1,5-2 года, даже если у вашего малыша нет проблем с речью.

В настоящее время увеличилось число детей с нарушением задержки речевого развития.  С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. Задержка речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В основном на развитие речи влияют: протекание беременности, роды, наследственная предрасположенность или факторы среды обитания.  Течение задержек различно. Диагностировать нарушения речи у детей надо как можно раньше, чтобы вовремя начать коррекционные мероприятия.

Важно посещать невролога, так как правильное развитие речи напрямую зависит от нормального функционирования центральной нервной системы. Если невролог поставил задержку речевого развития, то к логопеду стоит записаться как можно скорее, и в дальнейшем регулярно посещать до трех лет включительно. Для своевременной коррекции достаточно одного — двух раз в месяц.

От успешного сотрудничества специалистов зависит качество жизни ребенка в будущем.

Также мама должна четко знать, были ли «гуление» и «лепет» у малыша, когда он сказал первое слово. Если ему исполнился 1 год, а он так и не заговорил, посетите невролога и логопеда как можно скорее.

Проблемы с речью могут появиться и на фоне общей задержки психомоторного развития.

Ее основными проявлениями являются:

  • неправильное восприятие цветов (ребенок в 3 — 4 года не различает цвета);
  • не понимает и не выполняет просьбы;
  • не откликается на свое имя.

В этом случае малышу потребуется помощь и наблюдение у невролога и логопеда одновременно.

Для нормального развития речи важную роль играет полноценное общение ребенка с мамой в течение первых лет жизни.

Дефекты речи различной степени тяжести наблюдаются у 50% детей, поэтому даже при небольших признаках нарушения не стесняйтесь обратиться к специалисту. В противном случае нарушения могут быть необратимыми.

При составлении оптимальной программы лечения специалисту важно знать определенные факторы, в том числе:

  • как протекала беременность;
  • как прошли роды;
  • были ли осложнения, трудности в развитии в течение первого года жизни ребенка;
  • посещали ли вы предварительно невролога.

В числе наиболее распространенных дефектов речи у детей младшего возраста:

  1. Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание  речи от нормы развития детей до 3 лет. При диагнозе "задержка речевого развития" ребенок может говорить, но, по сравнению со сверстниками, очень слабо. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.
  2. Дислалия – представляет собой нарушение произношения одного или нескольких звуков.

Причинами дислалии могут быть:

  • неправильное строение органов артикуляции;
  • недостаточная подвижность артикуляционных органов (в том числе губ и языка);
  • подражание детей неправильной речи взрослых.

Правильному произношению иногда мешает и дефектный прикус. При нормальном прикусе верхние зубы слегка закрывают нижние. Для исправления прикуса необходимо обратиться к ортодонту.

Если добавляется нарушение фонематического слуха и нарушение слоговой структуры, не сформирован лексико-грамматический строй, речь идет о сложном нарушении, которое представляет собой общее недоразвитие речи(ОНР).

В этом случае потребуется длительная коррекция (не менее года) по показаниям специалиста.

  1. Алалия и дизартрия – сложные нарушения, вызванные органическим поражением центральной нервной системы. В этом случае лечение должно быть комплексным и, помимо логопеда, включать в себя наблюдение у невролога, дефектолога и психолога. Немаловажную роль играет и помощь семьи.
  2. Дислексия и дисграфия – проблемы с чтением и правописанием, которые часто наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы предупредить их развитие, необходимо начать заниматься с ребенком как можно раньше. Как именно вам подскажут специалисты.
  3. Заикание – нарушение при произношении звуков, при котором пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (чаще всего, возникает в начале речи).

Факторами, провоцирующими развитие заикания, являются:

  • психическая травма (страх, испуг);
  • двуязычие или многоязычие в семье;
  • подражание;
  • ускоренная речь.

Успешное лечение заикания, в свою очередь, возможно на самом раннем этапе,  и если ребенку 2 — 3 года логопед уже на первой консультации расскажет маме, как себя вести и как заниматься с малышом в подобной ситуации.

свернуть

Использования логоритмики для коррекции речевых нарушений у дошкольников

Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить детей говорить чисто, поскольку она объединяет в себе речевые упражнения, музыку и движение.

Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная).

Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте мы используем яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик)Старшим дошкольникам предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки.

Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей: слуховое внимание, фонематический слух; правильное дыхание и звукопроизношение; тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику; координацию и умение ориентироваться в пространстве; умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность и эмоциональность.

Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры, а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Упражнения могут являться частью группового занятия, или же предлагаться ребенку в индивидуальном порядке – в зависимости от степени и характера речевого нарушения. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой. Если начать применять словесные музыкально-ритмические игры в младшем дошкольном возрасте, многих проблем с развитием речи у детей можно избежать (при отсутствии патологий речевого аппарата).

Логоритмические упражнения:

  1. Пальчиковая гимнастика «У Петиной сестрицы».

У Петиной сестрицы

(Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы:

(Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке,

В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане.

(На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

  1. Скороговорка «Орешки»                                                                                                                                                              Дети проговаривают 2-3 раза с постепенно убыстряющимся темпом: дети поочередно прикасаются к большому пальцу указательным, средним, безымянным и мизинцем)

Решки, решки,

Щелкаем орешки,

Щелкаем орешки,

Сидя на тележке.

  1. Потешка с движениями «Бабка Ежка».

Бабка Ежка, Дети хлопают в ладоши

Костяная ножка, Шлепают по коленям

С печки упала, Хлопают в ладоши

Ножку сломала. Шлепают по коленям

  1. Чистоговорка с движениями «Веселые слоги»

Ла-ла-ла… Дети хлопают в ладоши (3 раза).

Мила пол мела. Показывают как подметают пол.

Лу-лу-лу… Хлопают (3 раза).

Слава взял пилу. Делают скользящие движения ладоней друг о друга.

Ул-ул-ул… Хлопают (3 раза).

Михаил уснул. Кладут руки под щечку.

Ща-ща-ща… Хлопают (3 раза).

Наварили мы борща. Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.

Щи-щи-щи… Хлопают (3 раза).

Щиплем щавель мы на щи. Сжимают и разжимают пальцы.

  1. Ритмическое упражнение «Хвостатый-хитроватый»

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши на каждую четверть)

Это ты в ветвях повис? (потряхивать кистями рук).

-С-с-с-с-с-с-с-с-с! (Приложить пальчик к губам).

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Это ты в траве шуршишь? (потереть ладошку о ладошку).

-Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)

-Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)

Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)

- У-ку-шу! (Сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).

  1. Коммуникативные игры (способствуют развитию доброжелательных отношений между детьмии нормализации социального климата в группе).

«Повернись и поздоровайся».

Смотрим, кто справа, (дети поворачивают голову вправо и отставляют право правую руку, затем ставят ее на пояс).

Смотрим, кто справа, (повторяют движение первой строчки).

Это – наш друг, (приветственно наклоняют голову).

И скажем вместе«Привет!» (хлопают правой ладонью по левому плечу, стоящего справа).

А кто там слева? (повторяют те же движения в левую сторону).

А кто там слева?

Это наш друг,

И скажем вместе «Привет!»

«Дрозд»

Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища)

У меня нос, у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища).

У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера).

У меня сладкие и у тебя сладкие (указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера по паре).

Я друг, и ты-друг (прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).

Нам хорошо! (обнимаются)

 

свернуть

В помощь родителям и педагогам

Выполнение рекомендаций учителя-дефектолога в домашних условиях

Логопедический альбом по развитию слухового и фонематического восприятия «Слушаем, слышим, различаем…»

«Слушаем, слышим, различаем…»

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук  ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  • Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  • Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  • Игра «Определить место звука в слове».

         Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  • Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа     

  (Аналогично с другими парами звуков)

  • Отхлопать слоги со звуком«Б»

в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

  • Назвать слово со звуком «Б»

 утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

  • Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

  • Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  • Игра «Четвертый лишний»

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  • Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

 

  • Игра «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

  • Игра "Починим испорченный телефон"

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

  • Игра «Не ошибись».

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

 

  • Игра «Будь внимателен»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

 

  • Игра «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок: ком бак сук ветка каток горка дом рак лук клетка платок корка сом мак жук пятка листок норка лом лак бук плетка моток марка

 

  • Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

 

  • Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

 

Использованная литература:

  1. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми.
  2. Хватцев М. Е. Основы логопедии.
  3. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников.

 

 

Подготовил:

 учитель-дефектолог ПКПП Кисель А.С.

 

свернуть

Развитие речи детей с синдромом Дауна

"Если ребёнок не может учиться так, как мы учим, может быть, мы должны учить так, как он может учиться?" Игнасио Эстрада.
развернуть

Развитие речи как гарант социализации у людей с нарушениями в интеллектуальном развитии только на первый взгляд кажется чем-то недостижимым. Секрет успеха – в индивидуальном подходе, а также в доброте, терпении и поддержке.

Дети, имеющие синдром Дауна, проходят те же этапы становления и развития, что и обычные. Лишняя хромосома может способствовать появлению трудностей в развитии, но это не говорит об отсутствии обучаемости. Использование специальных методик, учитывающих индивидуальные особенности развития и восприятия таких малышей, позволяет им успешно социализироваться в будущем: получить образование, профессию, создать семью.

Наша справка
Синдром Дауна – врождённая генетическая аномалия, связанная с появлением дополнительной хромосомы, которая влияет на моторику, физические характеристики и приводит к умственной отсталости. Дети с синдромом Дауна отличаются большой добротой, ласковостью, терпеливостью, не умеют ненавидеть и лгать, растут весёлыми и счастливыми. За это их часто называют «солнечными детьми».

Мотивация «солнечного ребёнка» дома и на коррекционно-развивающих занятиях:
1. Не ограждайте малыша от общения с окружающими.
2. Организуйте пространство для занятий.
3. Инструкции должны быть короткими, чёткими и соответствовать уровню понимания речи у ребёнка. Давать их необходимо пошагово.
4. Говорить нужно как можно медленнее. При возникших трудностях в понимании подкреплять слова жестами или иллюстративным материалом (различные сенсорно-зрительные опоры). Иногда задание лучше показать.
5. Выдерживайте небольшую паузу, давая ребёнку время для ответа. Постарайтесь не торопить. Подсказка, предложенная, когда он не успел додумать, только сбивает.
6. Чередуйте виды деятельности, используйте сюрпризные моменты.
7. Демонстрируйте ребёнку его прогресс: «Смотри, как у тебя хорошо получилось, а теперь вспомни, как у тебя получалось это раньше…». Стимулируйте успехи.
8. Не отвлекайтесь на посторонние дела и помните при общении о чувствах ребёнка. Он так же нуждается в доброте, ласке и внимании, как и другие дети.

Приёмы развития речи
1. Рисование с комментированием. Нарисуйте серию очень простых (схематичных) картинок, описывающих знакомые ребёнку действия. Например, можно сделать книжку «Поход в магазин» или «Идём гулять». Спросите малыша, чем он занимается на каждой из нарисованных картинок. Задавайте наводящие вопросы, увеличивая количество деталей в его рассказе.
2. Выполнение инструкций, состоящих из двух шагов или двух значимых слов. Большой и маленький мишки, большая и маленькая чашки, набор счётного материала. Включайте такие инструкции в повседневную жизнь ребёнка. Например, посадите перед ним мишек, дайте им чашки соответствующего размера и положите рядом в корзину: 2 яблока, 2 груши, 2 апельсина. Попросите ребёнка дать большому мишке яблоко и апельсин, а маленькому грушу, и т. п. Произносите инструкцию полностью. Если малыш затрудняется в выполнении, повторяйте её, не разбивая на отдельные шаги.
3. Повторение инструкции перед её выполнением. Создание таких ситуаций способствует развитию внутренней речи.
4. Разыгрывание сценок, сказок. Попробуйте разыграть сказку, стимулируя запоминание и повторение цепочек действующих персонажей: «Колобок», «Репка», «Теремок». Стремитесь, чтобы ребёнок старался сам показывать спектакль (с небольшой помощью взрослого). В качестве зрителей могут выступать близкие и значимые люди, другие дети.
5. Создание самостоятельных сюжетных игр. Стимулируйте играть в игры, имеющие сюжет, который включает последовательность действий. Например, посадить куклу на стул, снять с неё кофту, напоить чаем и уложить спать. Взрослые могут принимать активное участие. Такие игры помогают ребёнку осознать последовательность действий, которые он совершает в повседневной жизни, и развивают регулирующую функцию речи.
Протяните руку помощи «солнечным детям», чтобы их ограниченные возможности стали безграничными.

(материалы журнала "Здаровы лад жыцця")

свернуть

Дети солнца

Синдром Дауна. Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал этот термин. Известно, что это генетическое заболевание, в основном вызванное появлением дополнительной, 47-й хромосомы в геноме. Но не все понимают, что за особенности приобретают дети с данным синдромом, а главное – как себя вести по отношению к ним.
развернуть

Относиться к таким деткам нужно, как и к любым другим, – с заботой, лаской, любовью и пониманием. Да, у них есть особенности, но это не делает их хуже или лучше, они просто немножко другие. И, зная эти отличительные черты, можно не только выстроить эффективное взаимодействие с такими детьми, но и значительно снизить негатив.

Общие черты психического развития
Первое время после рождения «солнечный ребёнок» может практически ничем не отличаться от других, за исключением специфических особенностей во внешности. Но по мере взросления всё чётче прорисовывается разница в развитии психических процессов.
1. Внимание. Такие дети имеют сложности в концентрации и переключаемости внимания, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Однако при достаточной стимуляции способность удерживать внимание значительно возрастает.
2. Интеллект. Также имеет место интеллектуальная недостаточность, но её степень значительно зависит от проводимых с ребёнком мероприятий. Обычно её диапазон варьируется от умеренной степени до нижней границы нормы. Но при полноценных и вовремя начатых занятиях даже умеренная интеллектуальная недостаточность может значительно корректироваться.
3. Память. Из-за особенностей кратковременной памяти существует ряд проблем с запоминанием новой информации. Поэтому детям с синдромом Дауна труднее её усваивать, им требуется больше повторений.
4. Социальные навыки, эмоциональное состояние и коммуникация. Таким детям тяжелее планировать, нарабатывать навыки, применять полученные знания в новой ситуации. Однако при общении со сверстниками или взрослыми они проявляют хорошие подражательные способности, а также чаще всего охотно идут на контакт, что позволяет достаточно успешно их социализировать. Также «дети Солнца» весьма эмоциональны, дружелюбны, часто смеются и много улыбаются, выражают нежность и ласку, активно жестикулируют и проявляют двигательную активность, за что и получили такое «солнечное» прозвище. И, несмотря на речевые нарушения, благодаря этим особенностям характера они могут взаимодействовать с окружающими.

Как взаимодействовать родителям
Эти рекомендации помогут быстрее найти общий язык с «солнечным ребёнком» и остаться в гармонии с собой.
1. Ваш ребёнок – это такой же ребёнок, как и остальные дети. Да, у него есть свои особенности, но поведение по отношению к нему не должно кардинально отличаться от отношения к другим малышам.
2. Ваш ребёнок – это отдельная личность, со своим неповторимым внутренним миром, поэтому относитесь к нему с уважением.
3. Чем раньше начнутся коррекционные занятия – тем лучше будет результат.
4. И обычным детям, и «солнечным» нужны внимание, забота, любовь, поддержка. Поэтому постарайтесь стать для них теми самыми близкими людьми, на которых можно положиться.
5. Старайтесь больше общаться с окружающими, не замыкайтесь в себе и своей семье. Друзья, родственники, коллеги – все они являлись частью вашей жизни до рождения ребёнка и должны оставаться в ней и после.
6. Давайте выход своим эмоциям, не игнорируйте чувства. Если это необходимо, выскажите свои переживания близким или сходите к специалисту. Но ни в коем случае не копите всё внутри себя.
7. Не игнорируйте потребности ребёнка, но и не потакайте его капризам. Установите здоровый баланс.
8. С рождением малыша ваша жизнь не закончилась, а только началась! Мысли о нём не должны занимать всё свободное время. Уделите внимание и себе, своим увлечениям, чувствам и потребностям.
9. Люди бывают разные, поэтому спокойно реагируйте на недобрые выпады и косые взгляды некоторых личностей. Своими действиями они характеризуют не вас и вашего ребёнка, а только лишь себя.
10. Интересуйтесь, узнавайте новое, ищите положительные стороны и никогда не сдавайтесь! Ваш малыш всё чувствует, и нет ничего более благоприятного для его развития, чем здоровая, счастливая семья и любящие родители рядом.

Как взаимодействовать педагогам
В значительной степени влияют на развитие личности «солнечных деток» и педагоги, которые с ними занимаются.
1.    Эти дети заслуживают такого же хорошего отношения, как и все остальные, и достойны уважения к своей личности и потребностям. Не забывайте об этом!
2.    Никогда не сравнивайте их с другими детьми, не навешивайте на них ярлыков в связи с их особенностями. Они такие, какими их создала природа, и уникальны точно так же, как и любой человек.
3.    Не фокусируйте слишком много внимания и сил на конкретном ребёнке. Да, возможно, дети с синдромом Дауна требуют к себе более чуткого отношения, но все ученики вашего класса нуждаются в участии, поэтому грамотно распределяйте своё время.
4.    Если ребёнок с синдромом Дауна учится в интегрированном классе, то необходимо провести разъяснительную беседу с учениками и их родителями. Расскажите им о данном синдроме, объясните все нюансы общения с такими детками, успокойте родителей и учащихся относительно абсолютной безопасности нахождения в одном коллективе, а также выявите положительные стороны такого взаимодействия. Родители должны понимать, что общение их детей с особенными имеет массу позитивных моментов для обеих сторон.
5.    Но вы и сами не должны относиться к таким детям как к проблеме или дополнительной нагрузке. Для вас это тоже полезный и позитивный опыт взаимодействия, ведь внутренний мир «солнечных», возможно, и отличается от других, но не становится от этого менее удивительным и интересным.
6.    Постарайтесь создать в классе атмосферу дружбы, принятия и взаимопомощи. Тогда и вам станет легче проводить занятия и общаться с учениками. Кроме того, вы обретёте надёжных помощников и коллектив, способный подружиться с особенными детьми.
7. Постоянно самосовершенствуйтесь и развивайтесь. Стремитесь узнать что-то новое, не останавливайтесь на достигнутом, будьте для детей примером для подражания, лидером, которого они любят. С оптимизмом смотрите в будущее вашего класса, верьте во всех своих учеников, и результаты вас не разочаруют.
Все эти действия позволят и родителям, и педагогам наиболее грамотно и эффективно взаимодействовать с «солнечными детками». А их совместные усилия позволят таким малышам как можно лучше развивать свои способности и адаптироваться к окружающему миру.

Развеивая предубеждения
Теперь уделим внимание и тем родителям, чьи малыши учатся в одном классе с детьми с синдромом Дауна.
1.    «Солнечные» не помешают вашему ребёнку хорошо учиться и не научат его плохому. Помешать могут только неправильно организованная работа в классе, личностные особенности каждого отдельного ребёнка, а также неправильный подход к воспитанию детей.
2.    В ваших силах сделать пребывание каждого малыша в классе максимально комфортным. Объясняйте своим детям правила поведения, учите их добру и справедливости, усердию и терпимости, прививайте трудолюбие и дисциплину, и тогда, в каком бы коллективе они ни находились, вы никогда не будете волноваться за их успехи.
3.    Не забывайте и про себя. Если вы не будете для своих детей примером для подражания хорошему, то они станут подражать вашим негативным чертам. Поэтому, если вы и сами относитесь к людям, непохожим на вас, с презрением, отторжением и неприязнью, то ничего удивительного в том, что дети будут копировать это поведение и относиться к особенным точно так же.
4.    От беды не застрахован никто. И если сейчас вы считаете, что дети делятся на «достойных внимания» и «недостойных», то не рассчитывайте на помощь и поддержку, если какое-то несчастье приключится и с вами. Потому что, какой мерой меряете, такой отмерят и вам.

Поймите, синдром Дауна – это не приговор и не кара небес. Это возможность взглянуть на обычные вещи под другим углом, глазами особенных деток. Это шанс принять и полюбить не только личность «солнечного ребёнка», но и самих себя.

(по материалам журнала "Здаровы лад жыцця")

свернуть

Ранний детский аутизм. Психологическая помощь детям с РДА.

         Детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии в настоящее время, несмотря на то, что имеются многочисленные исследования этого феномена. Впервые этот синдром был выделен в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. «Ранний детский аутизм» как понятие можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».

     Наиболее распространенные причины РДА:

- генетическая обусловленность;

- органическое поражение мозга;

- нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холодность, недостаток материнской ласки.

     К типичным проявлениям детского аутизма относят:

- постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;

- категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;

- необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

- отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;

- стереотипизация действий;

- патологическое фантазирование;

- манипулирование руками;

- погруженность в мир собственных переживаний;

- эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

      Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т.д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т.д.).

      Психологическая помощь детям с РДА заключается в том, чтобы помочь ребенку адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка.

      В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание контакта с таким ребенком. Этому может помочь следование ряду правил:

- если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге;

- необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий;

- убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы;

- насколько это возможно, звукоизолировать комнату;

- избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений;

- интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной;

- не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

     Залог успеха в работе с аутичными детьми – гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятий и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть к нему.

      Для развития ориентировки в своем теле предлагается развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри.

      Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата.

     Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой.

      Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого – объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Главное – во всем соблюдать последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным успехом.

      Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды.

      Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.

Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т.д.

     Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины. Последнее - одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.

Материал подготовила НОВИЦКАЯ Т.И.

Педагог-психолог ГУО «Ясли-сад №1 г. Дзержинска»

Источник:

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.

https://www.b17.ru/article/27101/

свернуть

Предупреждение нарушений письма и чтения или Профилактика акустических видов дислексии и дисграфии у старших дошкольников

Предупреждение нарушений письма и чтения или

Профилактика акустических видов дислексии и дисграфии у старших дошкольников

На сегодняшний день очень возросли требования к поступлению в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу и испытывает  трудности в обучении чтению и письму. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

    Дислексия- нарушение чтения.

    Дисграфия- нарушение письма.                                                                                                                                     

Нарушения чтения и письма у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико- фонематического и лексико- грамматического и распространяется как на способы овладения чтением, так и на темы чтения и на понимание прочитанного.

Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много самых разнообразных ошибок. Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего слово теряет свое значение. Но бывает и так, что называя первые две-три буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по буквенному составу, но отличающемуся по значению.

К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв другими. В основном заменяются буквы соответствующие звуки которых либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно. Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при одних обстоятельствах буквы заменяются, при других – читаются правильно. На ряду с буквами заменяются слоги.

Дети с нарушением речи делают при чтении и письме и такие ошибки, которые характерны с нормальным речевым развитием. Но количество этих ошибок у первых будет значительно больше, чем у вторых. Сюда можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки, неправильное окончание слов. Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также  замедленным темпом, так они часто застревают на чтении отдельных слов, часто возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с соответствующим звуком или осмыслить читаемое.

Затруднение и ошибки в первую очередь связанны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечет за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графических знаков. Специальные исследования показали, что существует связь между различением звуков и запоминаем их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график. Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав.

Обучение чтению и письму в значительной мере зависят от развития устной речи ребенка: чем лучше дети владеют устной речи, тем легче произвести слияние звуков читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые образцы слов в их обобщенном звуко-буквенном обозначении.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается не контекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не учитывают характерных лексико-грамматических связей слов, не могут сгруппировать слова по принципу лексической и грамматической сочетаемости. Чтение превращается в угадывание, что способствует замене суффиксов, окончаний, приставок недостатки во владении техникой чтения влияют на понимание почитанного.

Важным условием предупреждением дислексии и дисграфии является – ранние распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Основные направления логопедической работы:

- Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

- Работа над звукопроизношением. Необходимо устранять все недостатки в произношении фонем (искажение, замены, отсутствия звуков).

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

- Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

- Различать между собой любые звуки речи, как гласные так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие.

- Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединить звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определить последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

- Обогащение словарного запаса и развитие практических умений пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования: с помощью различных приставок или с помощью одной приставки от разных глагольных основ, с помощью суффиксов. Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

- Развитие грамматических навыков. Основная задача этого этапа является работа над пониманием предлога, составлению предложений по картинке, серии картинок, распространение и сокращение предложений.

- Развитие связной речи. Должна вестись работа по обучению составлению описательных рассказов и совершенствованию навыка пересказа небольших текстов.

Воспитателям групп общего развития так же следует особо обратить внимание на развитие у детей фонематического восприятия, на формирование умения контролировать свое произношение, а так же умения исправлять ошибки своей речи и сравнивать речь окружающих с собой. При создании всех выше перечисленных условий для развития речи ребенок успешно подготовится к школьному обучению.

 Игры на развитие фонематического слуха

 

      - Ты знаешь, что такое эхо? Это когда ты, находясь где-нибудь в лесу, громко скажешь что-нибудь, а слышишь, как эхо за тобой повторяет. Давай мы с тобой поиграем сейчас в игру «Эхо». Я буду говорить разные слоги, а ты должен за мной повторить точно как эхо. Сначала проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по твердости-мягкости (прикрывайте рот листком бумаги при произнесении слогов, чтобы ребенок опирался только на слух):      -Па-па-пя.. -Да-дя-да.. -Мы-ми-мы.. -Ба-бя-ба-бя.. -тя-та-та-тя.. -Мама Милу мылом мыла. Проверяем, как ребенок дифференцирует звуки по звонкости-глухости:      -По-по-бо.. -ка-га-ка.. -ту-ду-ту.. -дом-том.. -дом-том-ком.. -бочка-почка-точка.. -тапки-тяпка.          Если ребенок делает единичные ошибки, значит, фонематический слух слегка снижен. В таком случае достаточно самим немного позаниматься специальными упражнениями, чтобы исправить ситуацию. Если ребенок может правильно воспроизвести цепочку из двух слогов, а из трёх не может, то возможно у него просто снижена слуховая память. Тогда для обследования берите цепочки из двух слогов. Если же ребенок с большим трудом воспроизводит за вами слоговые цепочки, делает множественные ошибки, значит, у ребенка резко снижен фонематический слух и поэтому ему необходима помощь специалиста-логопеда. Обследование фонематического слуха с использованием картинок на слова-квазиомонимы.        Данные игры и упражнения помогут в развитии у ребенка фонематического слуха и формировании фонематического восприятия.

  • Игра «Пчелки»

Взрослый говорит: — Пчелы живут в улье (показ картинки). Когда они все ползают в своем домике, то гудят громко: з-з-з-з-з. Как они гудят? А когда одна пчелка вылетает из улья и летит собирать мёд, то она поёт ласково: зь-зь-зь-зь-зь. Как поёт одна пчелка? Сейчас мы с тобой будем пчёлками. На одной стороне комнаты улей, а на другой — полянка с цветами (на полу можно разложить бумажные цветочки). Вот одна пчела замахала крылышками и полетела собирать мёд, летит и поёт: зь-зь-зь-зь-зь. Вот вторая пчела полетела. Набрали мёда с цветков и полетели домой: зь-зь-зь. Прилетели в свой домик-улье и загудели: з-з-з-з.

  • Игра «Говорящие картинки».

Для проведения игры нужно подобрать картинки, по которым можно логично рассказывать звуковые истории. Взрослый говорит: — Я буду рассказывать тебе историю по картинкам, а ты будешь мне помогать, хорошо? Пришел мальчик Вова с улицы домой, решил помыть руки, включил кран с водой, вода потекла сильно: с-с-с-с-с. Как она зашумела вода? (с-с-с). Тогда Вова включил воду потише, вода зажурчала тихо: сь-сь-сь-сь-сь. Как вода зажурчала? (сь-сь-сь). Теперь давай и мы споем песенки водички. Если я покажу картинку, где вода льется сильно, то надо петь громко и твердо: с-с-с, а если картинку, где вода льется тихо, тогда поём тихо и мягко: сь-сь-сь. (Показываем картинки попеременно). Очень любит Вова играть с машинками. Большие машинки сигналят: БЫП-БЫП, а маленькие машинки сигналят: БИП-БИП. Угадай, какая машинка сигналит: БИП-БИП, а теперь: БЫП-БЫП. Теперь ты будешь сигналить, а я угадывать, какая это машинка, большая или маленькая.

  • Игра «правильно-неправильно».

Для выработки навыка различения слов, близких по звуковому составу. Взрослый показывает картинку с изображением какого-либо предмета и объясняет: — Я буду называть это слово то правильно, то неправильно: - фляпа, шляпа, шьяпа, сляпа, хляпа; - банан, баман, панан, ваван, баван; - санки, танки, фанки, шанки, сянки, санки; - витанин, митавин, фитамин, витамин; - бумага, пумага, тумага, бумака, бубака, бумага; - птенец, пченец, птенесь, тинеть, птинеч; - клекта, кветка, клетка, клетта, тлетка, плетка.

  • Игра «Эхо».

- Повтори за мной, как эхо (взрослый говорит по 3 слога): 1) ты-та-то; та-то-ту; мо-ма-мы; му-мы-ма; ну-на-ны; да-ды-до; 2) та-па-ка; ба-ва-га; ма-на-ва; ва-ма-на; па-та-ка; ка-фа-ха; 3) па-ба; та-да; ка-га; фа-ва; са-за; ша-жа; 4) па-ба-па; ба-па-ба; та-да-та; да-та-да; ка-га-ка; га-ка-га; ва-фа-ва; фа-ва-фа; са-за-са; 5) (взрослый говорит по 2 слога, ребенок повторяет): па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи; ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми; ва-вя, во-вё, ву-вю, вы-ви; та-тя, то-тё, ту-тю, ты-ти; ба-бя, бо-бё, бу-бю, бы-би; да-дя, до-дё, ду-дю, ды-ди.

  • Игра «Хлопни в ладошки».

- Я буду называть разные звуки, а ты хлопни, если услышишь звук А (О, У, И, Ы, Э): - А, У, О, И, С, А, Э, Ш, Р, Л, Ф, А, З, А, А, В, Х, О. Взрослый произносит звуки медленно, делая между ними паузы. Играйте в такую игру до тех пор, пока ребенок не будет безошибочно выделять заданный звук. Аналогично проводится игра на выделение какого-либо согласного звука. - Я буду называть звуки, а ты должен подпрыгнуть, если услышишь звук М: - М, М, Н, Б, Т, В, Ф, М, М, К, Л, Р, Н, Н, М..

  • Игра «Найди одинаковые слоги».

Взрослый объясняет ребенку задание: — Я буду называть по 2 слога. Если ты услышишь 2 одинаковых слога, то ты должен хлопнуть в ладошки, а если это будут разные слоги, то нужно топнуть ногой. Готов? Начинаем: - па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва, фа-фа, та-та, да-ва.

 

Подготовил: учитель-дефектолог ПКПП Кисель А.С.

Источник: https://nsportal.ru

свернуть

Развитие общей и мелкой моторики у детей со стойкими нарушениями речи.

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику)?

Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

  • Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки?
  • Знает ли он названия пальцев рук?
  • Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук;
  • Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой: 

    Пять пальцев на руке твоей

    Назвать по имени сумей.

    Первый палец – боковой –

    Называется БОЛЬШОЙ.

    Палец второй –

    Указчик старательный, -

    Не зря называют его

    УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

    Третий твой палец –

    Как раз посредине,

    Поэтому СРЕДНИЙ

    Дано ему имя.

    Палец четвертый

    Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.

    Неповоротливый он

    И упрямый.

    Совсем как в семье,

    Братец младший – любимец.

    По счету он пятый,

    Зовется МИЗИНЕЦ.

  • Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.
  • Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т.д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
  • Увлекательно проходит игра со спичками: можно выкладывать узоры по образцу;  по памяти; придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
  • Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
  • С пятилетнего возраста ребенок может работать с нитками и иголкой под контролем взрослых.
  • Игры в лото, мозаику, пазлы.
  • Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Вот некоторые упражнения.

1. «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки – ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 

2. «Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

Будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

Будем маме помогать.

 

3. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

 

4. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно –

Очень толстое оно.

Надо сильно постараться,

И терпения набраться.

 

5. «Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет», круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево-вправо.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем,

Влево-вправо, влево-вправо,

На другой руке сначала.

 

6. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.

Мы как древние индейцы

Добываем огонек:

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

 

7. «Братцы» - обеими руками одновременно растираем о большие остальные пальцы по очереди (с указательного по мизинец)

Ну-ка, братцы, кто сильнее?

Кто из вас поздоровее?

Все вы, братцы, молодцы,

Просто чудо-удальцы!

 

8. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

 

9. «Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы сперва ее растянем,

А затем обратно стянем.

 

10. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Гуси травушку щипали,

Громко, весело кричали:

«Га-га-га, га-га-га!

Очень вкусная трава!»

 

11. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью (человечки – «маршируют», «прыгают», «бегут»).

Человечки на двух ножках

Маршируют по дорожке.

 

Подобные игры способствуют развитию:

- воображения, мышления, способности к анализу;

- тактильной (кожной) чувствительности;

- элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами;

- словаря;

- предметной деятельности;

- терпения и усидчивости;

- пространственной ориентации.

В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма.

Рекомендации по развитию общей моторики у детей:

В основе общей моторики лежит движение крупных мышц. Эта моторика закладывает базу для физического развития человеческого организма.

1.Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.

2.Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения, сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.

3.Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.

4.Занятие танцами, логоритмикой способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.

5.Общий массаж укрепляет мышечный корсет ребёнка.

  • «Считалка» Дети вслед за дефектологом повторяют считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – 4 удара мяча ):

Дождик, дождик, ты не лей,

Ты нас, дождик, пожалей,

Мы хотим с мячом играть

И считалку рассказать.

  • «Осень в гости к нам пришла» Дефектолог читает четверостишие. Дети повторяют его и хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку – 4 удара):

Осень в гости к нам пришла,

Деток радует она,

Разукрасила наш сад,

Подарила листопад.

  • Дефектолог читает двустишия, а дети, повторяя, проговаривают их вместе с дефектологом, воспроизводят движения в соответствии с содержанием:

Мы идём с тобою в сад,

Там увидим листопад.                     

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Туча по небу плывёт,

Туча дождик нам несёт.

Дождик капает и льёт,

Нам гулять он не даёт.

  • «Я по веточкам шагаю» Логопед раскладывает на полу бумажные силуэты веточек. Дети шагают по ним и вслед за педагогом повторяют  стихотворение:

Я по веточкам шагаю,

Эти веточки считаю:

Одна, две, три, четыре,

Пять, шесть, семь, восемь,

Разукрасила их осень.

  • «Деревья» Дети вместе с педагогом проговаривают стихотворение, сопровождая его соответствующими движениями:

Весной деревья оживают,

Почки на них набухают,

Листья на них вырастают.

Осенью листья опадают.

Ветер дует – листья кружатся

И на землю тихо ложатся.

  • Игра с мячом. «Считалка»

Дети вслед за логопедом повторяют считалку и на каждое слово ударяют мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов)

Будем фрукты мы считать (4 удара)

Груша, персик, мандарин, (3 удара)

Абрикос и апельсин (2 удара)

Раз, два, три, четыре, пять (5 ударов)

Фруктов было ровно пять. (4 удара)

 

Список литературы:

  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С.78 -82.
  2. Егорова Е.А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С.58-60.
  3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.

 

Подготовил: учитель-дефектолог ПКПП Кисель А.С.

свернуть

Это может быть интересно!

Список фильмов цикла «Каждый имеет право быть разным»

1

«Солнечные дети» 

О детях с синдромом Дауна. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

2

«Маленький дневник большой жизни»

О воспитании ребенка с аутизмом.

 

3

«Жизнь с препятствиями»

О детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

4

«От простого к сложному»

Необучаемых детей нет-девиз фильма. Об обучении детей в с тяжелыми и (или) множественными нарушениями в ЦКРОиР.

5

«Жизнь как танец»

О детях с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, которые реализуют себя, занимаясь танцами на колясках, фехтованием.

6

«Дай мне победить»

О параолимпийском спорте и спортсменах-параолимпийцах.

7

«Ищу друга»

Об оздоровлении  как  о способе  включения ребенка в общество сверстников, о важности общения детей с ОПФР со сверстниками.

8

«Мелодия мира»

О детях с кохлеарным имплантом.

9

«Семья для каждого ребенка»

О счастье и чуде, которое можно получить благодаря любви, теплу, заботе друг о друге и уверенности, что вместе можно преодолеть все преграды.

10

«Социальная передышка»

О содержании и преимуществе   форм поддержки и помощи семьям. Например, услуга по социальной передышке, которая предоставляется родителям детей с ОПФР и инвалидностью в общественной благотворительной организации «Белорусский детский хоспис» .  Благодаря этой услуге родители получают возможность отдохнуть, уделить внимание другим детям, заняться своим собственным здоровьем, в то время как о ребёнке заботятся специалисты и волонтёры, с ним занимаются, оказывают необходимую помощь, просто играют и развлекают.

11

«Молчаливое согласие»

О детях с нарушениями слуха. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

12

«Мой невидимый мир»

О незрячей девочке, которая прекрасно поет.  

13

«Диалог в темноте»

О детях с нарушениями зрения. Даёт возможность не только увидеть особенности, которые делают героев неповторимыми, но и определить препятствия, с которыми они сталкиваются ежеминутно, увидеть их творческий потенциал в разных областях искусства, попытаться понять их особый мир, их способы общения.

14

«Интеллектуальные нарушения»

О детях, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания по программе вспомогательной школы.

15

«Сложное начало большого пути»

О необходимости и возможности оказания ранней коррекционной помощи.

16

«Мама-главное слово в каждой судьбе»

О главном человеке, который берет на себя все трудности и радости воспитания ребенка с особенностями.

17

«Терпение и труд»

О трудоустройстве лиц с ОПФР.

18

«Чудо любви»

Об истории приемной семьи.

19

«Жить как все»

О жизни детей в домах-интернатах.

20

«В каждом ребенке солнце»

Об оказании медико-социальной и семейно-ориентированной помощи,   о деятельности Гродненской областной организации Белорусского Общества Красного Креста.

21

«Безграничные люди»

 О людях с особенностями в развитии, их проблемах, трудностях, достижениях.

 

Телевизионный цикл размещен на сайте Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь по адресу http://special.unicef.by/

свернуть

Инклюзия. Образование для всех!

Что такое инклюзия? 

     Одной из активно обсуждаемых в последнее время тем в системе образования является инклюзия. Понятие «инклюзия» принято на Всемирной Конференции по образованию лиц с особыми потребностями и отражено в Саламанской Декларации лиц с особыми потребностями.

    Т. В. Варенова в своей статье "Инклюзия как приоритетное направление в международной образовательной политике" (Народная асвета, №6, 2013. – с. 87–91.) пишет:

    "Понятие «инклюзия» от английского inclusion – включение, пока нигде не имеет четкого определения, существуют самые различные его формулировки. Инклюзия выступает как принцип и как концепция; модель образования и форма интеграции; процесс признания и увеличение степени участия; принадлежность к сообществу, возможность участия; социокультурная технология и др.

    В международных документах инклюзия чаще всего трактуется как органичное соединение специального и общего образования с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических отклонений развития; а инклюзивное образование — политика государства, направленная на полное включение всех детей в общеобразовательный процесс, их социальную адаптацию, несмотря на возраст, пол, этническую, религиозную принадлежность, особенности развития путем активного участия семьи, коррекционно-педагогической и социальной поддержки персональных потребностей ребенка.

    Инклюзивное образование рассматривается как закономерный процесс в развитии образования, базирующийся на признании того, что все обучающиеся могут обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними; как механизм обеспечения равных возможностей в получении образования для обучающихся с разными образовательными потребностями.

      При инклюзивном образовании образовательный процесс организуется таким образом, что все обучающиеся, вне зависимости от их особенностей (психофизических, культурных, социальных, языковых и т.д.) и способностей, включены в общую образовательную систему и обучаются в учреждениях основного и дополнительного образования, учитывающих их особые образовательные потребности и оказывающих им необходимую поддержку.

       В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, с девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.

      Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся.

Таким образом, инклюзия – это включение всех в единый и совместный образовательный процесс. 

 В чем отличие "инклюзии" от "интеграции"?

     Интеграция (лат. integer – целый) в системе образования означает создние единого образовательного пространства, сближение общего и специального образования, обучение детей с ОПФР в условиях, максимально приближенных к обычной среде с наименьшими ограничениями.

     Инклюзия – это реформирование учебных заведений и перепланировка учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. Н.Н. Малофеев расширяет этот термин, указывая, что инклюзия обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения. Как указывает А.М. Змушко, многие не находят разницы между интегрированным обучением и воспитанием и инклюзивным образованием.

    Таким образом, интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лис с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе с особенностями психофизического развития, посредством создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся. (по материалам сайта Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/spets-obr/ )

     Инклюзивное образование как новая концепция основывается на иных ценностях, чем традиционное образование и требует изменения привычных, формировавшихся долгие годы представлений. Это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным запросам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особенностями психофизического развития как фокусной группы в первую очередь" 

Вместе с тем, инклюзивное образование считают логическим продолжением идей интегрированного обучения, предшествовавшего инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Так как, в развитии интеграционных тенденций в образовании можно выделить три этапа:

1. Мейнстриминг (mainstreaming) – общий поток – преобладает физическая интеграция и обучение ребенка-инвалида осуществляется по отдельной программе.

2. Интегрированное обучение и воспитание – преобладает образовательная интеграция и обучение по типовым программам соответствующей специальной школы.

3. Инклюзивное образование – социальная интеграция и обучение по единым национальным программам с необходимой их адаптацией.

Интеграцию и инклюзию можно рассматривать как две фазы одного процесса:

1) сначала обеспечивается просто присутствие,

2) затем полное включение в образовательную систему.

Характерные особенности образовательного процесса при интеграции:

- внимание направлено на проблемы «особых» детей;

- изменение ребенка с проблемами, адаптация его к предлагаемым условиям;

- преимущество от этого процесса получают только дети с особыми потребностями;

- организуют образовательный процесс специалисты и специально подготовленные педагоги;

- образовательный процесс предполагает использование специальных методов обучения и коррекции для детей с особенностями психофизического развития;

- ассимиляция детей с особенностями психофизического развития под условия социальной системы.

Характерные особенности образовательного процесса при инклюзии:

- внимание направлено на всех детей детского сада, школы;

- изменение условий, образовательной системы: детского сада, школы, с учетом образовательных потребностей детей;

- преимущества получают все дети;

- образовательный процесс организуется с помощью творческой командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов;

- качественное обучение и воспитание всех детей;

- трансформация социальных условий, включающих всех участников социальной системы.

     Отечественные и зарубежные исследователи при изучении феномена образовательной интеграции и способов его реализации в образовательной практике опираются на имеющие много общего методологические, философские и научно-теоретические позиции, а именно: культурно- историческая концепция в психологии, теория деятельности, идея единства закономерностей развития в условиях онтогенеза и дизонтогенеза и др.

    Интеграция означает приведение потребностей учащихся с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной. Другими словами, интеграция предполагает адаптацию обучающегося к требованиям системы, тогда как инклюзия заключается в адаптации системы к потребностям лиц с особенностями развития.

В 2015 году Министерство образования Республики Беларусь приняло Концепцию развития инклюзивного образования лиц и особенностями психофизического развития в Республике Беларусь и утвердило план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах данной Концепции.

Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик

      Однако, организация и осуществление инклюзивного образования не возможна без подготовленных педагогических работников. Именно подготовка педагогических кадров - это первый шаг к инклюзии! 

Всем заинтересованным и неравнодушным педагогам советуем ознакомиться с подборкой статей  Хитрюк Веры Валерьевны, директора Института инклюзивного образования, доктора педагогических наук, доцента. (Статьи позаимствованы из репозитория БГПУ им. М. Танка)

                                                     Профиль преподавателя в репозитории БГПУ

Хитрюк В.В. Толерантность будущих педагогов к детям с особыми образовательными потребностями

Хитрюк В.В. К вопросу о готовности педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования

Хитрюк В.В. Инклюзивное образование глазами педагога "Хочу", "Могу", "Надо"

свернуть
поделиться в: