Процедура постановки семей на учет как находящихся в социально опасном положении (СОП) выглядит следующим образом: специалисты реагируют на все сигналы об опасном для ребенка положении и передают информацию в отдел образования. Эти сведения поступают в школу, детский сад или социально-педагогический центр, в котором воспитывается или учится несовершеннолетний.
Затем собирают комиссию, в состав которой могут входить представители различных структур: отделов образования, учреждений здравоохранения, МВД, МЧС, общественных организаций и объединений. Получается, что вопросами профилактики семейного неблагополучия занимается не только система образования, но и межведомственные органы. Комиссия в течение 15 рабочих дней проводит социальное расследование: опрашивают соседей, близких родственников и т.д.
После соцрасследования все материалы рассматривает совет учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений. А вот непосредственно решением о постановке на учет занимаются координационные советы – они созданы при каждом исполкоме.
Если родители выполнят все рекомендации совета профилактики до заседания коллегиального органа, вероятность того, что семью признают находящейся в опасном положении, сводится к минимуму. С мамами и папами, дети которых признаны находящимися в СОП, работают по индивидуальным планам.
Критерии выявления семьи, находящейся в социально опасном положении
Существует 3 основных критерия, когда ребенок находится в социально опасном положении: родители не обеспечивают его жизненные потребности (в пище, образовании, диагностике и лечении), не следят за его поведением (есть проблемы с законом), ведут аморальный образ жизни. Каждый из этих критериев должен быть подтвержден официально.
Угроза для жизни ребенка
Во время посещения многих семей комиссия нередко наблюдает следующую картину: дети проживают в антисанитарных условиях и истощены, продуктов питания дома нет, родители злоупотребляют спиртным. Такая обстановка способствует возникновению угрозы здоровью несовершеннолетних. Чаще всего таких детей признают нуждающимися в госзащите, детей изымают из семьи и передают в социально-педагогические центры. Параллельно с этим госорганы проводят работу с родителями с целью восстановить семьи.